Меню Рубрики

Правила ранжирования. Проверка правильности ранжирования. Вопросы для обсуждения

А. Ранжирование качественных признаков

Пример 1.

Испытуемому предлагается задание, в котором семь личностных качеств необходимо упорядочить (проранжировать) в двух столбцах: в левом столбце в соответствии с особенностями его «Я реального», а в правом столбце в соответствии с особенностями его «Я идеального». Результаты ранжирования даны в таблице 2.

Таблица 2.

Я реальное

Качества личности

Я идеальное

ответственность

общительность

настойчивость

энергичность

жизнерадостность

терпеливость

решительность

Б. Ранжирование количественных признаков

Пример 2.

В результате диагностики невроза у пяти испытуемых по методике К.Хека и Х. Хесса были получены следующие баллы: 24, 25, 37, 13, 12. Этому ряду чисел можно проставить ранги двумя способами:

    большему числу в ряду ставится больший ранг, в этом случае получится: 3, 4, 5, 2, 1;

    большему числу в ряду ставится меньший ранг: в этом случае получится: 3, 2, 1, 4, 5.

4.2. Проверка правильности ранжирования

А. Формула для подсчета суммы рангов по столбцу (строчке)

Если ранжируется N чисел, то сумма рангов расчитывается по формуле (1.1):

1+2+3+...+N =N(N+ 1)/2 (1.1)

В случае примера 1 число ранжируемых признаков было равно N =7, поэтому сумма рангов, подсчитанная по формуле (1.1), должна равняться 7(7+1)/2=28.

Сложим величины рангов отдельно для левого и правого столбца таблицы:

7 + 1 + 3+ 2 + 5 + 4 + 6 = 28 - для левого столбца и

1 + 5+ 7+ 6 + 4 + 3 + 2 = 28 - для правого столбца.

Суммы рангов совпали.

Б. Формула для расчета суммы рангов в таблице

Ранжирование по столбцам.

Пример 3. Результаты тестирования двух групп испытуемых по 5 человек в каждой по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Номер испытуемого

Задача: проранжировать обе группы испытуемых как одну, т. е. объединить выборки и проставить ранги объединенной выборке, сохраняя, однако различие между группами. Сделаем это в таблице 4, причем так, что максимальной величине будем ставить минимальный ранг.

Таблица 4.

Номер испытеумого

Поскольку у нас получены суммы ранга по столбцам, то общую сумму рангов можно получить, сложив эти суммы: 31+24= 55.

Чтобы применить формулу (1.1), нужно подсчитать общее количество испытуемых - это 5+5=10.

Тогда по формуле (1.1) получаем: 10(10+1)/2=55.

Ранжирование прведено правильно.

Если в таблице имеется большое число строк и столбцов, то можно использовать модификацию формулы (1.1)

Сумма рангов в таблице

= (kc+1)kc/2 , (1.2)

где k - число строк, с - число столбцов.

Вычислим сумму рангов по формуле (1.2.) для нашего примера. В таблице 2 имеется 5 строк и 2 столбца, сумма рангов = ((5·2+1)·5·2)/2=55

Ранжирование по строкам

Пример 4.

Таблица 5. Проведем ранжирование по строчкам.

Номер испытуемого

Суммы по столбцам

В этой таблице минимальному по величине числу ставится минимальный ранг. Сумма рангов по каждой строчке должна быть равна 6, поскольку у нас ранжируется три величины: 1+2+3= 6. В нашем случае так оно и есть. Теперь просуммируем ранги по каждому столбцу отдельно и сложим их.

Расчетная формула общей суммы рангов для ранжирования по строчкам для таблицы определяется по формуле:

Сумма рангов = nc(c+1)/2, (1.3.)

где n – количество испытуемых в столбце, с - количество столбцов (групп).

Проверим правильность ранжирования для нашего примера.

Реальная сумма рангов в таблице 8+10+12= 30

По формуле (1.3): 5·3·(3+1)/2=30.

Следовательно, ранжирование проведено правильно.

Случай одинаковых рангов

Ранжирование качественных признаков

А. Ранжирование качественных признаков

Модифицируем пример 1. и перепишем его в табл. 6. Предположим, что при оценке особенностей «Я реального» испытуемый считает, что такие качества, как «настойчи­вость» и «энергичность», должны иметь один и тот же ранг. При проведении ранжирования (столбец 1 табл. 6) этим качествам необходимо проставить мысленные ранги (М.Р.), как числа, обязательно идущие по порядку друг за другом, и от­метить эти ранги круглыми скобками - (). Однако посколь­ку эти качества, по мнению испытуемого, должны иметь одинаковые ранги, то во втором столбце табл. 6, относяще­муся к «Я реальному», следует поместить среднее арифмети­ческое рангов, проставленных в скобках, т.е. (2 + 3)/2 = 2,5. Таким образом, второй столбец табл. 6 и будет окончатель­ным итогом ранжирования особенностей «Я реального», данным испытуемым, а проставленные в этом столбце ран­ги будут носить название - реальные ранги (P.P.).

Аналогично при ранжировании «Я идеального» испыту­емый считает, что такие качества, как «общительность», «энергичность» и «жизнерадостность», должны иметь один и тот же ранг. Тогда при проведении ранжирования (см. столбец 5 табл. 6) этим качествам необходимо проставить мысленные ранги, как числа, обязательно идущие по поряд­ку друг за другом, и отметить эти ранги круглыми скобка­ми - (). Однако поскольку эти качества, по мнению испы­туемого, должны иметь одинаковые ранги - то в четвертом столбце табл. 6, относящемся к «Я идеальному», следует поместить среднее арифметическое рангов, проставленных в скобках, т.е. (4 + 5 + 6)/3 = 5. Таким образом, четвертый столбец таблицы 6 и будет окончательным итогом ранжи­рования особенностей «Я идеального», данным испытуе­мым, а проставленные в этом столбце ранги будут носить название - реальные ранги. Подчеркнем еще раз, что мыс­ленные (условные) ранги, как числа, должны располагаться друг за другом по порядку, несмотря на то что ранжируемые качества в таблице данных не находятся рядом друг с дру­гом.

Таблица 6.

Я реальное

Качества личности

Я идеальное

Ответственность

Общительность

Настойчивость

Энергичность

Жизнерадостность

Терпеливость

Решительность

Обозначения: М.Р. - мысленные, или условные, ранги; P.P. - ре­альные ранги.

Проверим правильность ранжирования во втором столб­це табл. 6, т.е. реальные ранги, относящиеся к «Я реаль­ному»:

1 + 2,5 + 2,5 + 5 + 4 + 6 = 28.

Проверим правильность ранжирования в четвертом столбце табл. 6, т.е. реальные ранги, относящиеся к «Я идеальному»:

1 + 2 + 3 + 5 + 5 + 5 + 7 = 28.

По формуле (1.1) сумма рангов также равняется 28. Сле­довательно, ранжирование проведено правильно.

Б. Ранжирование количественных характеристик (чисел)

Ранжирование чисел рассмотрим на примере.

Пример. Психолог получил у 11 испытуемых следующие значения показателя невербального интеллекта: 113,102,123,122, 117, 117, 102, 108, 114, 102, 104. Необходимо проранжировать эти показатели, и лучше всего это сделать в таблице 7.

Таблица 7

Номер испытуемых

Показатели интеллекта

Мысленные ранги (М.Р.)

Реальные ранги (P.P.)

В примере встретились две группы из равных чисел (102, 102 и 102; 117 и 117), поскольку числа в группах раз­личны, то и скобки, проставленные этим группам чисел, также различны.

Проверим правильность ранжирования по формуле (1.1). Под­ставив исходные значения в формулу, получим: 11·12/2 = 66. Суммируя реальные ранги, получим:

6 + 2 + 11 + 10 + 8,5 + 8,5 + 2 + 5 + 7 + 2 + 4 = 66.

Поскольку суммы совпали, следовательно, ранжирование про­ведено правильно.

Правила ранжирования чисел таковы.

1. Наименьшему (наибольшему) числовому значению приписывается ранг 1.

2. Наибольшему (наименьшему) числовому значению приписывается ранг, равный количеству ранжируемых ве­личин.

3. Одинаковым по величине числам должны проставлять­ся одинаковые ранги.

4. Если в ранжируемом ряду несколько чисел оказались равными, то им приписывается реальный ранг, равный средней арифметической величине тех рангов, которые эти числа получили бы, если бы стояли по порядку друг за дру­гом.

5. Если в ранжируемом ряду имеется две и больше групп равных между собой чисел, то для каждой такой группы применяется правило 4, и мысленные ранги каждой группы заключаются в разные скобки.

6. Общая сумма реальных рангов должна совпадать с расчетной, определяемой по формуле (1.1).

При необходимости ранжирования достаточно большого числа объектов следует объединять их по какому-либо при­знаку в достаточно однородные классы (группы), а затем уже ранжировать полученные классы (группы).

Наиболее часто к измерениям, полученным в ранговой шкале, применяются коэффициенты корреляции Спирмена и Кэндалла, и, кроме того, используются разнообразные критерии различий.


Правила ранжирования

1. Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.

Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количе­ству ранжируемых значений. Например, если n=7, то наибольшее значение получит ранг 7, за возможным исключением для тех слу­чаев, которые предусмотрены правилом 2.

2. В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов , которые они получили бы, если бы не были равны.

Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам. Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы, скажем, 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получа­ет средний ранг:

Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг:

3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая опре­деляется по формуле:

где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений). Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельст­вовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их сум­мировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее.

При подсчете критерия U легче всего сразу приучить себя дейст­вовать по строгому алгоритму.

АЛГОРИТМ 4

Подсчет критерия U Манна-Уитни.

1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки.

2. Пометить карточки испытуемых выборки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2 - другим, например синим.

3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания при­знака, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся, как если бы мы работали с одной большой выборкой.

4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему зна­чению меньший ранг. Всего рангов получится столько, сколько у нас (n 1 +п 2 ).

5. Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные карточки в один ряд , синие - в другой.

7. Определить большую из двух ранговых сумм.

8. Определить значение U по формуле:

где n 1 - количество испытуемых в выборке 1;

n 2 - количество испытуемых в выборке 2;

Т х - большая из двух ранговых сумм;

n х - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

9. Определить критические значения U по Табл. II Приложения 1. Если U эмп.>U к p 005 , Н о принимается. Если U эмп U к p _ 005 , Н о от­вергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.

Теперь проделаем всю эту работу на материале данного примера. В результате работы по 1-6 шагам алгоритма построим таблицу.

Таблица 2.4

Подсчет ранговых сумм по выборкам студентов физического и психа-логического факультетов



Студенты-физики (n 1 =14)

Студенты-психологи (n 2 =12)

Показатель невербального

интеллекта



Ранг

Показатель невербального

интеллекта



Ранг

127

26

123

25

122

24

117

23

116

22

115

20,5

115

20,5

114

19

113

18

112

17

111

15,5

111

15.5

108

14"

107

11.5

107

11,5

107

11,5

107

11,5

106

9

105

8

104

6.5

104

6,5

102

4,5

102

4,5

99

3

95

2

90

1

Суммы

1501

165

1338

186

Средние

107,2

111,5

Общая сумма рангов: 165+186=351. Расчетная сумма :

Мы видим, что по уровню невербального интеллекта более "высоким" рядом оказывается выборка студентов-психологов. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 186.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:

H 0 : Группа студентов-психологов не превосходит группу студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

Н 1: Группа студентов-психологов превосходит группу студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпи­рическую величину U:

Поскольку в нашем случае п\Фп2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (165), подставляя в формулу соответствующее ей п х :

Такую проверку рекомендуется производить в некоторых руководствах (Рунион Р., 1982; Greene J., D"Olivera M., 1989). Для сопоставления с критическим значе­нием выбираем меньшую величину U: U эмп =60.

По Табл. II Приложения 1 определяем критические значения для n 1 =14, n 2 =12.

Мы помним, что критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если U эмп U к p

Построим "ось значимости".

U эмп = 60

U эмп > U к p

Ответ: H 0 принимается. Группа студентов-психологов не превос­ходит группы студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

Обратим внимание на то, что для данного случая критерий Q Розенбаума неприменим, так как размах вариативности в группе физи­ков шире, чем в группе психологов: и самое высокое, и самое низкое значение невербального интеллекта приходится на группу физиков (см. Табл. 2.4).


2.4. Н - критерий Крускала-Уоллиса

Назначение критерия

Критерий предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. выборками по уровню какого-либо признака.

Он позволяет установить, что уровень признака изменяется при переходе от группы к группе, но не указывает на направление этих из­менений.

Описание критерия

Критерий Н иногда рассматривается как непараметрический ана­лог метода дисперсионного однофакторного анализа для несвязных вы­борок (Тюрин Ю. Н., 1978). Иногда его называют критерием "суммы рангов" (Носенко И.А., 1981).

Данный критерий является продолжением критерия U на боль­шее, чем 2, количество сопоставляемых выборок. Все индивидуальные значения ранжируются так, как если бы это была одна большая выбор­ка. Затем все индивидуальные значения возвращаются в свои первона­чальные выборки, и мы подсчитываем суммы полученных ими рангов отдельно по каждой выборке. Если различия между выборками случай­ны, суммы рангов не будут различаться сколько-нибудь существенно, так как высокие и низкие ранги равномерно распределятся между вы­борками. Но если в одной из выборок будут преобладать низкие значе­ния рангов, в другой - высокие, а в третьей - средние, то критерий Н позволит установить эти различия.

Гипотезы

H 0 : Между выборками 1, 2, 3 и т. д. существуют лишь случайные раз­личия по уровню исследуемого признака.

Н 1 : Между выборками 1, 2, 3 и т. д. существуют неслучайные разли­чия по уровню исследуемого признака.

Графическое представление критерия Н

Критерий Н оценивает общую сумму перекрещивающихся зон при сопоставлении всех обследованных выборок. Если суммарная об­ласть наложения мала (Рис. 2.6 (а)), то различия достоверны; если она достигает определенной критической величины и превосходит ее (Рис. 2.6 (б)), то различия между выборками оказываются недостоверными.

Рис. 2.6. 2 возможных варианта соотношения рядов значений в трех выборках; штри­ховкой отмечены зоны наложения

Ограничения критерия Н

1. При сопоставлении 3-х выборок допускается, чтобы в одной из них п-Ъ, а двух других n=2. Но при таких численных составах выборок мы сможем установить различия лишь на низшем уровне значимости (р≤ 0,05).

Для того, чтобы оказалось возможным диагностировать различия на более высоком уровнем значимости (р5~0,01), необходимо, чтобы в каждой выборке было не менее 3 наблюдений, или чтобы по край­ней мере в одной из них было 4 наблюдения, а в двух других - по 2; при этом неважно, в какой именно выборке сколько испытуемых, а важно соотношение 4:2:2.

2. Критические значения критерия Н и соответствующие им уровни значимости приведены в Табл. IV Приложения 1. Таблица преду­смотрена только для трех выборок и { n 1 , n 2 , n 3 } 5.

При большем количестве выборок и испытуемых в каждой выборке необходимо пользоваться Таблицей критических значений критерия χ 2 , поскольку критерий Крускала-Уоллиса асимптотически прибли­жается к распределению χ 2 (Носенко И.А., 1981; J. Greene, M. D"Olivera, 1982).

Количество степеней свободы при этом определяется по формуле: V=c-1 где с - количество сопоставляемых выборок.

3. При множественном сопоставлении выборок достоверные различия между какой-либо конкретной парой (или парами) их могут оказать­ся стертыми. Это ограничение можно преодолеть, если провести все возможные попарные сопоставления, число которых будет равняться ½·[c ·(c-1)]* 6 таких попарных сопоставлений используется, ес­тественно, критерий для двух выборок, например U или φ* .

АЛГОРИТМ 5 Подсчет критерия Н Крускала-Уоллиса

1. Перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки.

2. Пометить карточки испытуемых группы 1 определенным цветом, например красным, карточки испытуемых группы 2 - синим, карточки испытуемых групп 3 и 4 - соответственно, зеленым и желтым цветом и т. д. (Можно использо­вать, естественно, и любые другие обозначения.)

3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой группе относятся карточки, как если бы мы работали с одной объединенной выборкой.

4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Надписать на каждой карточке ее ранг. Общее количество рангов будет равняться количеству испытуемых в объединенной выборке.

5. Вновь разложить карточки по группам, ориентируясь на цветные или другие принятые обозначения.

где N - общее количество испытуемых в объединенной выборке;

Т - суммы рангов по каждой группе.

8а. При количестве групп с=3, n 1 n 2 n 3 ≤5 определить критические значения и со­ответствующий им уровень значимости по Табл. IV Приложения 1.

Если Н эмп равен или превышает критическое значение H 0,05 , H 0 отвергается.

8б. При количестве групп с>3 или количестве испытуемых n 1 n 2 n 3 >5, определить критические значения χ 2 по Табл. IX Приложения 1.

Если Н эмп равен или превышает критическое значение χ 2 , H 0 отвергается.
Воспользуемся этим алгоритмом при решении задачи о неразре­шимых анаграммах. Результаты работы по 1-6 шагам алгоритма пред­ставлены в Табл. 2.6.

Таблица 2.6

Подсчет ранговых сумм по группам испытуемых, работавших над четырьмя неразрешимыми анаграммами



Группа 1: анаграмма

ФОЛИТОЫ (n 1 =4)



Группа 2: анаграмма

КАМУСТО (n 2 =8)



Группа 3: анаграмма

СНЕРАКО (n 3 =6)



Группа 4: анаграмма

ГРУТОСИЛ (n 4 =4)



Длительность

Ранг

Длительность

Ранг

Длительность

Ранг

Длительность

Ранг

60

1

128

2

145

3.5

145

3.5

194

5

210

6

236

7

283

8

385

9

469

10

482

11

720

12

731

13

848

14

905

15

1080

16

1200

17

1678

18

2081

19

2361

20

2416

21

3600

22

Суммы

38,5

82,5

68

64

Средние

9,6

10,3

11,3

16,0

Общая сумма рангов =38,5+82,5+68+64=253. Расчетная сумма рангов:

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Поскольку таблицы критических значений критерия Н преду­смотрены только для количества групп с = 3, а в данном случае у нас 4 группы, придется сопоставлять полученное эмпирическое значение Н с критическими значениями у}. Для этого вначале определим количест­во степеней свободы V для c=4:

v=c- 1 = 4 - 1 = 3

Теперь определим критические значения по Табл. IX Приложе­ния 1 для v =3:

Ответ: Н 0 принимается: 4 группы испытуемых, получившие разные неразрешимые анаграммы, не различаются по длительности по­пыток их решения.

Я уже несколько лет занимаюсь поисковым продвижением сайтов Евгения Попова . Для тех, кто не знает, Евгений Попов известен как успешный инфобизнесмен и автор многочисленных обучающих курсов по теме создания сайтов и информационного бизнеса.

Недавно Евгений попросил меня подготовить статью о самых важных факторах ранжирования Яндекса и Google. Я собрал и проанализировал информацию из многих авторитетных источников, плюс дополнительно подкрепил ее комментариями и пояснениями из своего многолетнего опыта по продвижению сайтов.

В итоге был создан довольно полезный PDF-отчет, который получил название «34 основных фактора ранжирования Яндекс и Google ». Данный отчет создавался в конце 2016 года, но все перечисленные факторы все также актуальны и в 2018 году, так как периодически обновляются. Особенно с учетом последних нововведений от поисковых систем. Не так давно было запущены новые алгоритмы: Баден-Баден от Яндекса и Google Fred .

Для тех, кто не любит что-то скачивать, выкладываю ниже полное содержание аналитического материала под названием: «34 основных фактора ранжирования Яндекс и Google в 2016-2017 году».

О ПОДБОРКЕ ФАКТОРОВ

Читать сотни факторов (которые учитывают поисковые системы) интересно, но не очень полезно в плане практического применения. Большинство существующих материалов на эту тему либо уже устарели, либо изначально не адаптированы под русскоязычный Интернет.

Мы проанализировали много публикаций и исследований различных факторов в авторитетных источниках (ссылки представлены ниже). Дополнительно сверили все эти утверждения с заявлениями ведущих разработчиков Google и Яндекс. В итоге получилась подборка наиболее важных факторов, которые учитывают современные поисковые системы Яндекс и Google.

Но мы представили не только описание самих факторов, но и дали по ним подробные пояснения, чтобы вы смогли внедрить те или иные моменты на своих сайтах и получить реальную пользу в
виде роста позиций в поисковых системах.

Подумайте, пожалуйста, за нас. Уберите лишнюю «воду» и дайте нам более приближенную к жизни выборку» — такую просьбу высказал один из веб-мастеров.

Сразу подчеркну, что не стоит пытаться узнать и учесть абсолютно все факторы ранжирования поисковых систем. Это бессмысленная трата времени. И прочитав текст ниже, вы поймете почему.

По известным от разработчиков данным Яндекс учитывает более 800 факторов ранжирования, а Google (как минимум) 271 фактор .

Данные по Яндексу получены из интервью руководителя поисковых сервисов Яндекса Александра Садовского для www.sostav.ru , а также из других заявлений официальных лиц.

Данные по Google получены на основе исследования ресурса northcutt.com .

Дополнительно использовались материалы статьи Брайана Дина (Brian Dean, интернет-ресурс backlinko.com). В своей работе зарубежный SEO-специалист привел описание более 200 факторов, которые учитывает Google при построении поисковой выдачи.

Ниже представлен полезный аналитический материал, но он ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции.

Дополнительное пояснение:

Темным цветом представлен русский перевод и описание фактора с английского языка (информация была взята из материалов статьи Брайана Дина http://backlinko.com/google-ranking-factors).

Синим цветом дается расшифровка конкретного фактора. Вы сможете прочитать не только описание, которое адаптировано под современные реалии русскоязычного Интернета, но и получите ценные советы из 7-ми летнего практического опыта от SEO-специалиста Руслана Савченко.

ФАКТОР №1. ВОЗРАСТ ДОМЕНА

«Разница между шестимесячным доменом и годовалым на самом деле не так уж велика » – Мэт Каттс (Matt Cutts) руководитель отдела веб-спама и качества поиска Google.

Поисковые системы безусловно учитывают возраст домена… но это не очень важный фактор.

Руслан Савченко : На самом деле очень важно различать понятия «возраст домена» и «возраст сайта». Многие начинающие веб-мастера покупают давно зарегистрированные доменные имена, но сайты на этих доменах не развивались.

Поисковые системы учитывают именно «возраст сайта». Если сайт был долгое время недоступен или стояла временная страница («заглушка») — это не засчитывается в возраст. В целом не стоит акцентировать большое внимание на возрасте домена, важнее работать над качеством сайта.

P.S. При покупке нового сайта (домена), обязательно проверьте его историю через сервис https://archive.org/web/ .

ФАКТОР №2. НАЛИЧИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ В ДОМЕНЕ

Не дает такой же эффект, какой был раньше, но наличие ключевых слов в доменном имени по-прежнему учитывается. В конце концов, поисковые системы до сих пор выделяют жирным шрифтом ключевые слова, которые появляются в имени домена.

Ключевые слова в названии доменного имени учитываются, хотя это далеко не самый важный фактор. Но если есть возможность зарегистрировать доменное имя с ключевой фразой, которая точно отражает название и тематику сайта, то почему бы это не сделать?

При наличии ключевых слов в домене, они подсвечиваются. Соответственно повышается показатель кликабельности в поисковой выдаче. Если пользователь видит в адресе сайта выделение слов, которые он набрал в строке поиска, вероятность перехода на сайт повышается. Это положительный фактор, который также учитывается.

ФАКТОР №3. ИСТОРИЯ ДОМЕНА

Домен с частой сменой собственника (через WHOIS) или при не своевременном продлении регистрации («дроп»), может заставить поисковые системы «обнулить» историю сайта, и перестать учитывать ссылки, указывающие на домен.

Очень желательно, чтобы владелец домена не менялся часто. Каждая смена собственника временно «замораживает» накопленное к сайту доверие. Поисковые алгоритмы ждут, что будет делать с сайтом новый собственник.

Стоит отметить: если вы резко поменяете содержимое сайта (не дизайн, а именно тематику и сам контент), то поисковые системы также обнулят доверие к вашему сайту. Возраст домена перестанет оказывать прежнее влияние.

ФАКТОР №4. ДОМЕН ТОЧНОГО СОВПАДЕНИЯ

Домены точного совпадения (EMD) все еще могут дать вам преимущество… если, конечно, у вас качественный сайт. Но когда на таком домене размещается низкокачественный сайт, он слабо защищен от EMD-алгоритма.

Для начала давайте расшифрую, что из себя представляет так называемый домен точного совпадения (EMD).

EMD-домен (Exact Match Domain) - если переводить дословно, то это домен с точным вхождением ключевых слов. Когда вы регистрируете доменное имя, которое состоит исключительно из популярной ключевой фразы, то это может вызвать подозрение у поисковых алгоритмов. В наибольшей зоне риска находятся домены:

  • со словами в названии «купить, скачать, бесплатно и т.п.».
  • если в названии домена присутствуют исключительно слова из популярной ключевой фразы, но отсутствует уникальное имя бренда и т.п..
  • Если домен состоит из 3-х и более ключевых слов, к примеру, «купить недвижимость в Краснодаре недорого». У Google разработан специальный EMD-алгоритм, который борется с так называемыми EMD-доменами.

Фактор вхождения ключевых слов в название домена оказывает всё меньшее влияние на поисковую выдачу, но при прочих равных, поисковые системы отдадут предпочтение сайту с узкотематическим названием (содержащим ключевые слова), чем порталу с общей тематикой.

Какой сайт, по вашему мнению, лучше отвечает на запрос «ремонт BMW». Сайт с доменным именем AvtoMir.com или сайт Remont.BMW-club.com? Уверен на 100%, что (без учета остальных факторов) предпочтение отдается именно 2-му варианту. Точно так же думают Google и Яндекс.

Кстати я не зря привел пример с поддоменом 3-го уровня Remont.BMW-club.com. Вариант с доменом 2-го уровня Remont-BMW.com был бы не самым оптимальным.

Представители поисковых систем отмечали, что с большим недоверием относятся к доменам 2-го уровня, которые состоят исключительно из ключевых слов. Именно такие домены рискуют получить наказание от алгоритма EMD. Это и не удивительно, ведь не так давно, как раз на таких доменных именах создавали бесполезные для людей сайты («дорвеи»).

Но если имя домена – это название вашей фирмы или бренда в сочетании с ключевым словом, то это удачный вариант и EMD ему не грозит.

При этом если у вас стоит выбор: зарегистрировать домен состоящий из ключевых слов или из названия вашего бренда, то лучше отдать предпочтение именно второму варианту.

Ведь даже если вы не боитесь алгоритма EMD, то ссылки, ведущие на ваш сайт, уже не смогут быть полностью безанкорными. А за это можно получить наказание уже от других алгоритмов и фильтров. К примеру, тот же Google Penguin и Минусинск от Яндекса, которые наказывают сайты за большое количество внешних ссылок с прямым вхождением ключевых слов в анкор.

Но это уже тема отдельного большого разговора, поэтому переходим к следующим факторам ранжирования.

ФАКТОР №5. ПРИСУТСТВИЕ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА В ТЕГЕ «TITLE»

Тег title является вторым по важности SEO-параметром веб-страницы (после самого контента), и поэтому оказывает сильное влияние на ранжирование по конкретному поисковому запросу.

Не стоит забывать, что именно содержимое тега «title» Яндекс и Google показывают в поисковой выдаче.

Если объяснить работу поисковых систем максимально упрощенно, то ответ на запрос пользователя формируется исходя из ключевых слов, которые присутствуют в теге title, а также в тексте самой страницы. Это один из важнейших SEO-параметров.

Другое дело, что ни в коем случае нельзя перенасыщать текст и title страницы ключевыми словами. За это у современных поисковых систем существуют различные санкции: начиная от фильтра «уникализации заголовков», заканчивая алгоритмами, которые наказывают за переспам, избыточное содержание ключевых слов в тексте страницы и т.д.

ФАКТОР №6. ТЕГ «TITLE» НАЧИНАЕТСЯ С КЛЮЧЕВОГО СЛОВА

Важно понимать, что существует заголовок страницы (он находится в теге title), который пользователи видят в результатах поисковой выдачи.

Но есть ещё заголовок к тексту на странице (он находится в теге H1). Его пользователи видят уже после того как перешли на саму страницу сайта.

Оба эти заголовка очень важны для поисковой оптимизации сайта. Поэтому ключевая фраза должна присутствовать в обоих тегах.

ФАКТОР №9. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ТЕКСТЕ ДОКУМЕНТА

Если ключевое слово встречается в тексте страницы чаще, чем любые другие, то это является положительным фактором соответствия страницы определенному поисковому запросу.

Именно поэтому ещё несколько лет назад оптимизаторы создавали SEO-тексты с большим вхождением ключевых слов, выделяли их жирным и т.п. В современных условиях за большое количество ключевых слов в тексте можно быстрее получить «спам-фильтр», чем добиться каких-то бонусов к релевантности страницы.

Поэтому пишите тексты, которые будет интересно читать людям, создавайте страницы, которые смогут решать конкретную проблему пользователя. В современных условиях даже одного вхождения ключевой фразы в тексте уже достаточно, чтобы она была релевантна тому или иному поисковому запросу.

ФАКТОР №10. ЛАТЕНТНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ИНДЕКС КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ В КОНТЕНТЕ (LSI)

Ключевые слова LSI помогают поисковым системам определять значения слов с болеe чем одним значением. Например, слово Apple — это компьютерная компания или фрукт. Наличие или отсутствие LSI также может выступать показателем качества контента на сайте.

В последние годы даже появился термин LSI-копирайтинг . И соблюдение определенных требований позволяет повышать релевантность определенного текста и соответственно всей страницы в целом. Давайте попробуем разобраться, что такое LSI.

Для начала приведу цитату, которую ни в коем случае не стоит пытаться понять неопытным людям. Если вы новичок, лучше сразу пропустите этот абзац. Но именно такие понятия даются, когда в некоторых авторитетных источниках подобные термины пытаются объяснить более «научным» языком: «LSI — это сингулярное разложение терм-документной матрицы, которое позволяет выловить ключевые составляющие этой матрицы и проигнорировать шумы. »

Прочитали? А теперь забудьте. Постараюсь дать более понятное объяснение:

LSI – это способ определения тематики и качества текста на основе анализа содержащихся в нем слов. Проще говоря, если в тексте встречаются слова «двигатель», «колесо», «руль» — то, скорее всего, текст про автомобиль.

Поисковые системы начали вводить алгоритмы, которые борются с перенасыщенными одними и теми же ключевыми словами текстами. Если в тексте очень часто употребляется одна и та же ключевая фраза, то у поисковых систем Яндекс и Google возникают вопросы к качеству материала.

Либо это попытка искусственно повысить значимость страницы по определенному поисковому запросу, либо автор не очень компетентен в данной теме, раз он не может использовать синонимы и в целом более богатый лексикон. И первый и второй вариант может привести к понижению страницы сайта в поиске.

Учитываются также качество оформления текста, отсутствие грамматических ошибок и многие другие параметры.

Тексты, которые написаны с учетом требований LSI, крайне редко попадают под какие-то фильтры и намного легче поднимаются на высокие места в поиске. Особенно это актуально в тематиках с высокой конкуренцией.

P.S. Проанализируйте ваших конкурентов, которые находятся на первых местах в Google и Яндекс. Посмотрите на оформление их страниц, какие слова они используют в текстах и т.п. Это даст вам много пищи для размышлений, если ваш сайт ещё не находится в ТОПе.

Но это действительно большая тема, а мне не хотелось бы вас утомлять, поэтому переходим к следующему фактору.

ФАКТОР №11. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА LSI В ТЕГАХ «TITLE» И «DESCRIPTION»

Как и в случае с контентом сайта, ключевые слова LSI в мета-тегах страницы помогают определить правильное значение слов-синонимов. Это также один факторов релевантности.

Исходя из контекста алгоритмы поисковых систем понимают к какой тематике относится слово с несколькими значениями. К примеру, на сайте появился заголовок: «Зажглась новая звезда эстрады». Если бы в заголовке не было слова «эстрады», то было бы непонятно к какой тематике относить этот фрагмент текста – к астрономии или к шоу-бизнесу.

Именно поэтому важно, чтобы в тегах «title» и «description» всегда были слова, которые четко определяют тематику страницы вашего сайта.

ФАКТОР №12. СКОРОСТЬ ЗАГРУЗКИ HTML-СТРАНИЦЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА САЙТЕ

Поисковые системы учитывают скорость загрузки страницы в качестве одного из факторов ранжирования. Боты поисковых систем могут оценивать скорость вашего сайта достаточно точно, основываясь на коде страницы и размере загружаемых файлов.

Это не самый важный фактор. Тот же Александр Садовский (руководитель поисковых сервисов Яндекса) заявлял, что алгоритмы не наказывают сайт за какие-то технические ошибки и недостатки.

Но если прямых санкций и нет, то есть косвенное негативное влияние на ранжирование. К примеру, если страницы вашего сайта долго загружаются и на них постоянно возникают ошибки – это раздражает пользователей.

Чаще всего недовольные посетители просто закрывают ваш сайт и уходят к вашим конкурентам. Соответственно у вашего сайта ухудшаются так называемые поведенческие факторы. А они уже напрямую влияют на ранжирование. Более того, существует показатель «отказов». В частности, когда пользователь провел на странице вашего сайта менее 15 секунд и вернулся обратно в поиск.

Соответственно поисковые системы будут понижать ваш сайт в результатах поиска не за сами технические недостатки вашего сайта, а за последствия, которые они вызывают.

ФАКТОР №13. ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ КОНТЕНТ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДУБЛИ СТРАНИЦ)

Идентичный контент на одном сайте (даже слегка измененный) может отрицательным образом повлиять на видимость сайта в поисковых системах.

Дубли страниц, повторяющийся контент на разных страницах – это довольно негативные факторы. Тем самым вы забираете «вес» у своих же страниц.

Более того, вы заставляете роботов поисковых систем индексировать лишний неуникальный контент (страницы). А у поисковых ботов строго ограниченное время для каждого сайта.

ФАКТОР №14. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Изображения на страницах передают важную информацию о их релевантности. Поисковые системы определяют тематику картинок, анализируя название файла самой картинки, и текст, который находится в тегах: alt, title, description.

В идеале нужно заполнять все теги и делать подписи к картинкам. Особенно тег alt (альтернативный текст картинки). На его содержимое поисковые системы обращают внимание в первую очередь.

Поэтому подписывайте, что изображено на картинках. Также желательно, чтобы в тегах описания изображения присутствовали ключевые слова, под которые оптимизирована сама страница.

ФАКТОР №15. ЧАСТОТА И РАЗМЕР ОБНОВЛЕНИЙ КОНТЕНТА

Поисковым системам нравится недавно обновленный контент, особенно для запросов, которые чувствительны ко времени.

Поисковые системы любят часто обновляемые сайты. Безусловно, ваши старые записи также могут хорошо ранжироваться, но, если вы внесете в них существенные изменения, что-то добавите, улучшите – все это пойдет только в плюс.

Поддерживайте ваши материалы в актуальном состоянии, либо пишите новые записи и ставьте на них ссылки с ваших старых страниц.

ФАКТОР №16. ВИДИМОСТЬ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА

Присутствие ключевого слова среди первых 100 слов контента страницы считается значимым сигналом релевантности.

Ведь если пользователь пришел на страницу сайта и уже в начале страницы не нашел ответ на свой запрос, то он, чаще всего, закроет ваш сайт и отправится в поиск искать дальше. Поисковые системы это также понимают, поэтому присутствие ключевого слова в самом начале текста имеет двойное значение.

ФАКТОР №17. КАЧЕСТВО И ТЕМАТИКА ИСХОДЯЩИХ ССЫЛОК

Более того, многие начинающие веб-мастера начитались уже устаревших мифов о том, что исходящие ссылки забирают ценный вес их сайта и поэтому добавляют ко всем исходящим ссылкам параметр rel=«nofollow». Тем самым они не только не сохраняют вес своих страниц, а просто отдают его в никуда.

Плюс ко всему такой подход наносит вред вашему сайту. Ведь rel=«nofollow» стоит ставить только в том случае, если вы ссылаетесь на нетематический ресурс.

Проводились эксперименты на различных сайтах. Так вот страницы, с которых стояли ссылки на качественные тематические материалы по теме, занимали более высокие места в поиске, чем страницы, с которых вообще не было исходящих ссылок.

Логика здесь простая. Даже невероятно авторитетная Wikipedia, у которой показатель ТИЦ 150 000 и огромное доверие от поисковых систем – всегда ссылается на источники и дополнительные материалы по теме. Вы скажете, так у них все исходящие ссылки закрыты параметром rel=«nofollow». Да, это так, но сделано это было для защиты от спамеров. Так как пока не были предприняты эти меры, многие веб-мастера и оптимизаторы пытались любой ценой получить ссылку с Википедии.

Но вывод простой. Если вы не являетесь известным экспертом в своей области и ваш интернет-ресурс не имеет большого доверия со стороны поисковых систем, то алгоритмы Яндекса и Google вряд ли поверят, что вы написали очень качественную статью, не использовав ни одного источника и ни разу никого не процитировав.

Ещё хуже, если вы сделали рерайт или, проще говоря, переписали своими словами чужую статью. Именно с этим и ведут борьбу поисковые системы, и их алгоритмы уже очень хорошо научились определять авторов и плагиаторов.

Кстати в этом кроется небольшой секрет, почему большие аналитические статьи с неуникальными частями текста, но со ссылками на источники или другие материалы по теме, занимают высокие места в поиске. Точно также успешно живут новостные агрегаторы, которые публикуют неуникальные материалы, но всегда ставят активные ссылки на источники.

Есть и другие практические секреты, и нюансы по поводу исходящих ссылок, но нам уже пора переходить к следующему фактору.

ФАКТОР №18. ПОЛЕЗНЫЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

В соответствии с ныне общедоступным документом Google Rater Guidelines, полезный вспомогательный контент является показателем качества страницы (и, следовательно, дополнительным фактором ранжирования). К примерам можно отнести: процентные и кредитные калькуляторы, конвертеры валют, интерактивные рецепты и т.п.

Все дополнительные функции и возможности, которые несут пользу для посетителей вашего сайта, также дают дополнительные бонусы к ранжированию. Все дополнительные «фишки» влияют не столько напрямую, как косвенно. Ведь пока пользователь сайта использует калькулятор или другую функцию, он проводит дополнительное время на вашем сайте.

Таким образом, удовлетворяя и заинтересовывая посетителей вашего сайта, вы улучшаете пользовательские факторы – а это очень важно в современных условиях. Именно эти факторы оказывают прямое влияние на позиции вашего сайта в поиске Google и Яндекс.

ФАКТОР №19. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ

Изображения, видео и другие мультимедийные материалы могут служить сигналом качества контента.

В продолжение предыдущего фактора. Благодаря красивым картинкам и качественным видео, вы можете задерживать пользователей вашего сайта и улучшать поведенческие данные. Плюс, поисковые системы лучше ранжируют страницы, на которых присутствуют изображения и видео.

При прочих равных, страница, на которой есть хотя бы одна картинка, будет занимать более высокие места в поиске, чем ее исключительно текстовый аналог.

ФАКТОР №20. КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ВНУТРЕННИХ ССЫЛОК, УКАЗЫВАЮЩИХ НА СТРАНИЦУ

Количество внутренних ссылок на страницу показывает ее важность относительно других страниц сайта.

Важно качество и количество ссылок на целевую страницу. Каждая страница вашего сайта имеет определенный «вес». Он может расти, если на эту страницу ведут внешние ссылки с других сайтов или имеются ссылки со страниц вашего сайта.

Соответственно, когда вы написали новую статью на какую-то тему, подумайте, а может у вас уже есть статья по схожей теме и было бы уместно сослаться на неё по нужной ключевой фразе?

ФАКТОР №21. ДЛИНА URL-АДРЕСА

Search Engine Journal отмечает, что слишком длинные URL-адреса могут навредить релевантности страницы.

Такая тенденция есть. Желательно создавать короткие URL-адреса страниц. В идеале они должны состоять из 2-3 ключевых слов, написанных на транслите.

ФАКТОР №22. ЖИВЫЕ ЛЮДИ-АСЕССОРЫ

Хотя это не было подтверждено, Google подала патент на систему, которая позволяет людям-редакторам влиять на SERP (страницу результатов поиска).

Так называемые асессоры действительно присутствуют и у Яндекса, и у Google. Конечно, сайтов миллионы, и оценить всю поисковую выдачу вручную — нереально. Но самые высокие места (ТОП 10) поисковой выдачи в наиболее конкурентных тематиках оцениваются в том числе специальными асессорами.

Именно поэтому изначально некачественные сайты имеют очень мало шансов выйти в ТОП поисковой выдачи. Даже если предположить, что владельцы «плохих» сайтов разгадают текущие алгоритмы поисковых систем и выйдут на первые места в поиске, то шансов надолго там задержаться будет крайне мало.

ФАКТОР №23. ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА ПОД МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Создание адаптивных сайтов в наше время – это уже не дань «моде», а реальная необходимость. Сайты, которые не адаптированы для мобильных устройств, получают штрафы от поисковых систем и сильно понижаются в результатах мобильного поиска.

Ни для кого не секрет, что большинство современных людей ищут товары и услуги в Интернете в том числе с планшетов, мобильных телефонов и т.п.

В некоторых тематиках процент пользователей, которые заходят на сайты исключительно с мобильных устройств, достигает 80%.

Поэтому если вы до сих пор не сделали дизайн вашего сайта адаптивным, то пора срочно этим заняться. Вы банально теряете новых посетителей и потенциальных клиентов.

ФАКТОР №24. КОММЕРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Если у вас коммерческий сайт, то довольно серьезное влияние на его позиции в поиске оказывают современные коммерческие факторы. К ним можно отнести: присутствие страницы контактов, удобная форма заказа, наличие доставки, доступность службы технической поддержки клиентов, широта ассортимента товаров и др.

На самом деле только самых важных коммерческих факторов можно перечислить более 30-ти. Это специфическая тема и здесь есть много нюансов, поэтому подробно данный вопрос будем рассматривать отдельно.

ФАКТОР №25. ССЫЛКИ СО СТАРЫХ ДОМЕНОВ

Полностью согласен. Но стоит отметить, что получать ссылки с авторитетных доменов довольно сложно (или дорого). Конечно, есть определенные интересные методы получения качественных и естественных ссылок (в том числе без затрат). Но это большая отдельная тема, поэтому идем далее.

ФАКТОР №26. КОЛИЧЕСТВО ССЫЛАЮЩИХСЯ ДОМЕНОВ

Количество ссылающихся доменов является одним из самых важных факторов ранжирования в алгоритме Google, в чем вы можете убедиться из графика Moz (горизонтальная ось – позиция в списке результатов поиска):

Мои личные наблюдения также подтверждают описанную выше информацию. Лучше иметь 10 обратных ссылок с 10-ти разных доменов, чем 20 ссылок, но с одного домена.

ФАКТОР №27. ССЫЛКИ С САЙТОВ-КОНКУРЕНТОВ

Здесь речь идет о следующем. К примеру, вы продвигаетесь по запросу: «купить автомобиль в Москве». Если бы вы получили ссылки с сайтов, которые стоят в ТОП 10 по этому же запросу, то это дало бы мощнейший эффект.

Но будем реалистами. В тематиках с высокой конкуренцией никто не захочет ставить ссылку на конкурента. Только если вы не гений угроз или дипломатии.

Хотя в моей практике бывали случаи, когда удавалось получить безанкорную ссылку (просто по URL-адресу) с сайта конкурента в ТОП 10. Но это больше исключение из правил.

При этом не обязательно пытаться получить ссылки с прямых конкурентов. Смотрите сайты за пределами ТОП 10. Более того, можно искать сайты по смежным запросам в этой же тематике.

Кстати в информационных тематиках есть несколько интересных подходов, благодаря которым можно получать ссылки с «непрямых» сайтов-конкурентов. Это важная и большая тема, поэтому мы обязательно рассмотрим её отдельно.

ФАКТОР №28. ССЫЛКИ И УПОМИНАНИЕ САЙТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Ссылки и упоминание названия вашего сайта в социальных сетях дают как прямой, так и косвенный эффект для продвижения. Кстати некоторые социальные сети лучше работают для Яндекса, а некоторые для Google. И речь идет далеко не только про Facebook, Twitter и Вконтакте.

Более того, существует подход, который позволяет не только повышать доверие к страницам вашего сайта (за счет ссылок из социальных сетей), но и дополнительно продвигать конкретные поисковые запросы.

Также сейчас все более важной становится работа по получению не только ссылок, но и отзывов, упоминаний о вашем сайте на различных форумах, сайтах рекомендаций, в тех же социальных сетях. В том числе, когда на том или ином интернет-ресурсе вообще не стоит обратная ссылка на ваш сайт, а присутствует исключительно упоминание бренда или доменного имени в тексте.

Это направление получило название крауд-маркетинг и для достижения высоких результатов в конкурентных тематиках без него сложно обойтись.

ФАКТОР №29. КАЧЕСТВО КОНТЕНТА, КОТОРЫЙ ОКРУЖАЕТ ССЫЛКУ

Здесь все логично. Если страница-донор, с которой будет стоять ссылка на ваш сайт, имеет качественный и интересный контент, красивое оформление, полезные картинки, видео и т.п., то она может занимать более высокие места в поисковых системах. И такая страница будет иметь больше доверия со стороны Яндекса и Google. Соответственно, и с ссылки с такой страницы будут иметь больший вес и авторитет.

Довольно глупо приобретать ссылку на ваш сайт с качественного сайта, но размещаться в каком-то неинтересном и плохо оформленном контенте. Ещё хуже, если эта страница будет размещена в каком-то разделе с большим уровнем вложенности. К примеру, будет помещена в очень старый материал, находящийся в архиве.

Тем более владельцы качественных интернет-ресурсов вряд ли разрешат размещать на своем сайте материалы плохого качества. А если они разрешают публиковать плохие статьи со ссылками на своем сайте, то сразу же возникают вопросы к перспективам и к ценности такого сайта-донора.

ФАКТОР №30. ПОКАЗАТЕЛЬ ОТКАЗОВ

Поисковые системы вполне могут использовать пользователей, как тестеров качества (если отказов много - сайт, скорее всего, не очень хорошего качества).

«Отказом» считается, когда пользователь провел на конкретной странице сайта менее 15 секунд и ушел с обратно в поисковую выдачу. Этот фактор в сочетании с другими поведенческими данными позволяет поисковым системам дополнительно оценить качество определенных веб-страниц.

ФАКТОР №31. ПОВТОРНЫЕ ПОСЕЩЕНИЯ САЙТА

Поисковые системы также могут смотреть, возвращаются ли пользователи на сайт после первого посещения. Повторный трафик может повысить позиции сайта в списке результатов поиска.

Учитываются не только повторные посещения сайта, но и многие другие действия. К примеру, как часто пользователи сохраняют сайт у себя в закладках, переходят ли на сайт напрямую по URL-адресу, вводят ли название сайта в поиске, делятся ли ссылками на сайт и т.п.

ФАКТОР №32. КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ НА САЙТЕ

Страницы с большим количеством комментариев могут быть сигналом активности пользователей и косвенным подтверждением качества контента.

Пример

Ограничения критерия U

1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n 1 n 2 ≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.

2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n 1 n 2 ≤60. Однако уже при n 1 n 2 >20 ранжирование становиться достаточно трудоемким.

На наш взгляд, в случае, если n 1 n 2 >20, лучше использовать другой критерий, а именно угловое преобразование Фишера в комбина­ции с критерием λ, позволяющим выявить критическую точку, в кото­рой накапливаются максимальные различия между двумя сопоставляе­мыми выборками (см. п. 5.4). .Формулировка звучит сложно, но сам метод достаточно прост. Каждому исследователю лучше попробовать разные пути и выбрать тот, который кажется ему более подходящим.

Вернемся к результатам обследования студентов физического и психологического факультетов Ленинградского университета с помощью методики Д. Векслера для измерения вербального и невербального ин­теллекта. С помощью критерия Q Розенбаума мы в предыдущем па­раграфе смогли с высоким уровнем значимости определить, что уровень вербального интеллекта в выборке студентов физического факультета выше. Попытаемся установить теперь, воспроизводится ли этот резуль­тат при сопоставлении выборок по уровню невербального интеллекта. Данные приведены в Табл. 2.3.

Можно ли утверждать, что одна из выборок превосходит другую по уровню невербального интеллекта?

Таблица 2.3

Индивидуальные значения невербального интеллекта в выборках студентов физического (щ=\4) и психологического (п2 = 12) факультетов

Студенты-физики Студенты-психологи
Код имени испытуемого Код имени испытуемого Показатель невербального интеллекта
1. И.А. 1. Н.Т. ИЗ
2. К.А. 2. О.В.
3. К.Е. 3. Е.В.
4. П.А. 4. Ф.О.
5. С.А. 5. И.Н.
6. Ст.А. 6. И.Ч.
7. Т.А. 7. И.В.
8. Ф.А. 8. К.О.
9. Ч.И. 9. P.P.
10. ЦА. 10. Р.И.
11. См.А. 11. O.K.
12. К.Ан. 12. Н.К.
13. Б.Л.
14. Ф.В.

Критерий U требует тщательности и внимания. Прежде всего, необходимо помнить правила ранжирования.

1. Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.



Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количе­ству ранжируемых значений. Например, если n=7, то наибольшее значение получит ранг 7, за возможным исключением для тех слу­чаев, которые предусмотрены правилом 2.

2. В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.

Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам. Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы, скажем, 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получа­ет средний ранг:

Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг:

3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая опре­деляется по формуле:

где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений). Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельст­вовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их сум­мировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее.

При подсчете критерия U легче всего сразу приучить себя дейст­вовать по строгому алгоритму.

АЛГОРИТМ 4 Подсчет критерия U Манна-Уитни. 1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки. 2. Пометить карточки испытуемых выборки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2 - другим, например синим. 3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания при­знака, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся, как если бы мы работали с одной большой выборкой. 4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему зна­чению меньший ранг. Всего рангов получится столько, сколько у нас (n 1 +п 2). 5. Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные карточки в один ряд, синие - в другой. 6. Подсчитать сумму рангов отдельно на красных карточках (выборка 1) и на синих карточках (выборка 2). Проверить, совпадает ли об­щая сумма рангов с расчетной. 7. Определить большую из двух ранговых сумм. 8. Определить значение U по формуле: где n 1 - количество испытуемых в выборке 1; n 2 - количество испытуемых в выборке 2; Т х - большая из двух ранговых сумм; n х - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов. 9. Определить критические значения U по Табл. II Приложения 1. Если U эмп.>U к p 005 , Н о принимается. Если U эмп U к p _ 005 , Н о от­вергается. Чем меньше значенияU, тем достоверность различий выше.

Теперь проделаем всю эту работу на материале данного примера. В результате работы по 1-6 шагам алгоритма построим таблицу.

Таблица 2.4

Подсчет ранговых сумм по выборкам студентов физического и психологического факультетов

Ads by OffersWizardAd Options

Студенты-физики (n 1 =14) Студенты-психологи (n 2 =12)
Показатель невербального интеллекта Ранг Показатель невербального интеллекта Ранг
20,5
20,5
15,5 15.5
14"
11.5 11,5
11,5
11,5
6.5 6,5
4,5 4,5
Суммы
Средние 107,2 111,5

Общая сумма рангов: 165+186=351. Расчетная сумма:

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Мы видим, что по уровню невербального интеллекта более "высоким" рядом оказывается выборка студентов-психологов. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 186.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:

H 0: Группа студентов-психологов не превосходит группу студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

Н 1: Группа студентов-психологов превосходит группу студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпи­рическую величину U:

Поскольку в нашем случае п\Фп2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (165), подставляя в формулу соответствующее ей п х:

По Табл. II Приложения 1 определяем критические значения для n 1 =14, n 2 =12.

Мы помним, что критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если U эмп U к p

Построим "ось значимости".

U эмп = 60

U эмп > U к p

Ответ: H 0 принимается. Группа студентов-психологов не превос­ходит группы студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

Обратим внимание на то, что для данного случая критерий Q Розенбаума неприменим, так как размах вариативности в группе физи­ков шире, чем в группе психологов: и самое высокое, и самое низкое значение невербального интеллекта приходится на группу физиков (см. Табл. 2.4).

Особенности ранжирования числовых характеристик:

1) Наименьшему числовому значению приписывается ранг 1.

2) Наибольшему числовому значению приписывается ранг, равный количеству ранжируемых величин.

3) В случае если несколько исходных значений оказываются равными, то им приписывается ранг, равный средней величине тех рангов, которые эти величины получили бы, если они стояли по порядку друг за другом и не были бы равны.

4) Общая сумма реальных рангов должна совпадать с расчётной, определяемой по формуле:

6) При необходимости ранжирования достаточно большого количества объектов их следует объединить по какому-либо признаку в достаточно однородные классы (группы), а затем уже ранжировать полученные классы (группы).

Пример 1.1. У 11-ти испытуемых получены показатели невербального интеллекта, которые представлены в таблице. Проранжируйте эти показатели. Сделайте проверку правильности ранжирования.

Решение: Необходимо заполнить третий столбец таблицы. Числа в скобках – вспомогательные записи в случае равных значений. В нашем случае – это значение 117. Оно встречается дважды (восьмым и девятым по порядку). Следовательно, ранг этого значения равен среднему арифметическому чисел 8 и 9, т.е. 8,5.

Проверка:

1) Сумма рангов: 6+4+11+10+8,5+8,5+3+5+7+1+2=66

2) По формуле: = =11 6 = 66

3) Сравниваем результаты: 66 = 66, следовательно, ранжирование проведено верно.

Вопросы для обсуждения

1. Что называется измерением, единицей измерения? Чем отличается измерение в психологии от измерения в естественных науках и технике?

2. Что такое кодирование? На каких этапах научного исследования психолог работает с числовыми кодами?

3. Какие типы измерительных шкал существуют? Каковы принципиальные различия между типами шкал?

4. Каковы особенности, примеры и частные случаи номинативной шкалы? Каковы другие названия данной шкалы? Какие статистические методы применимы к данной шкале?

5. Ранговая шкала: её особенности, примеры. Другие названия ранговой шкалы. Статистические методы, применимые в ранговой шкале.

6. Что такое ранжирование? Каковы правила ранжирования?

7. Как осуществить проверку правильности ранжирования?


9. Шкала интервалов: особенности, примеры. Интервал и его размер. Применимость статистических методов к шкале интервалов.

10. Шкала отношений и её отличие от шкалы интервалов. Применимость шкалы отношений в психологии.

11. Вы измеряете согласие девятиклассников на продолжение обучения в профильном классе школы. Школьник может дать ответ «Да» или «Нет». В какой шкале осуществляется данное измерение?

12. Проводится измерение веса и роста младших школьников. В какой шкале осуществляется измерение?

13. Вы определяете быстроту реакции военных лётчиков. Для этого фиксируется время ответа испытуемого на световой сигнал. В какой шкале проводится данное измерение?

14. Какие измерения вы можете провести в своей группе, чтобы они были проведены:

а) в шкале наименований;

б) в ординарной шкале;

в) в интервальной шкале;

г) в шкале равных отношений?

15. Какие психологические методики позволяют осуществлять измерение в шкале интервалов?