Меню Рубрики

Устранение неисправностей в музыкальных центрах. Современный музыкальный центр – ремонт своими руками Не работает музыкальный центр

Музыка - это одно из любимейших развлечений человека. Она сопровождает его везде в дороге, на работе, учёбе и, конечно же, дома. Хорошая музыка, конечно, здорово, но не надо забывать и о том, что для наслаждения любимыми композициями нужен качественный звук. Для того чтобы его достичь было придумано такое электротехническое устройство, как музыкальный центр. В течение длительного времени его электронная начинка корректировалась и дорабатывалась, а все для того, чтобы расширить его функциональные возможности, в частности, для улучшения звука. На сегодняшний день музыкальные центры представляют конструктивно сложные устройства, которые состоят из передовой электроники и современных механических элементов. Стоит отметить что процесс их модернизации и ремонта своими руками до сих пор идёт полным ходом, и это несмотря на обширный и разнообразный выбор продукции.

Современная аппаратура

Музыкальная аппаратура этого типа является универсальным устройством электроакустического типа предназначенным для воспроизведения и записи аудиофайлов. Оно поддерживает обширный спектр звуковых форматов, которые направлены на работу с различного рода звуковыми носителями.

Устройство (комплектация)

Современные музыкальные центры представляют собой сложные электротехнические устройства, состоящие из множества сложных электрических узлов и механических компонентов.

Кассетные деки

Представляют собой площадки для установки плёночных кассет. Этот элемент комплектации считается устаревшим, однако, в определённых моделях его все же ещё можно найти. При покупке музыкального центра следует посмотреть оснащена ли, выбранная модель, устройства парой дек. Если, не то его лучше не приобретать его, так как в случае необходимости не сможете перезаписать музыку или прослушать одну кассету в процессе перемотки другой.

По механизму управления деки бывают двух типов: механические - открываются с помощью нажатия кнопки - и сенсорные (открываются с помощью легко прикосновения).

Проигрыватель оптических дисков

Проигрыватель оптических дисков - это неотъемлемая составляющая любого современного аппарата.

Основным составным элементом проигрывателя оптических дисков является оптический привод. В основном оптические приводы, входящие в комплектацию современных центров, относятся к универсальному типу, который способен поддерживать обширный спектр различных популярных медиаформатов.

Стоит отметить, что простые центры снабжаются оптическим приводом способным воспроизводить только один диск. В более сложных МЦ привод дополняется чейнджером - устройством, предназначенным для одновременного вмещения нескольких дисков (обычно от трёх до семи) и последовательного их воспроизведения.

Говоря о проигрывателях оптических дисков, стоит упомянуть о способах, с помощью которых можно загрузить диски в оптический привод.

На рынке аудиотехники присутствует большое количество музыкальных центров, которые можно подразделить на устройства с фронтальной и вертикальной загрузкой.

  • Фронтальная загрузка дисков осуществляется путём внедрения диска в вертикальную плоскость под передней панелью. Причём за вращением диска в устройстве можно наблюдать.
  • Вертикальная загрузка основывается на непосредственной установке диска на шпиндель оптического привода, располагающегося на верху центра (под крышкой). Перед загрузкой диска открываем крышку или сдвигаем защитную шторку.

Кроме, описанных выше способов, существуют различные загрузочные механизмы:

  • Лоток является самым распространённым типом загрузки диска. Перед воспроизведением оптический диск устанавливают на выдвижной лоток, осуществляющий его перемещение вглубь оптического привода.
  • Прорезь - специальное отверстие на музыкальном центре в которое устанавливается диск. После установки слегка подталкиваем его и дальнейшей обработкой займётся сам загрузчик.

Следующие виды загрузочных механизмов, используются в устройствах, которые оснащены возможностью работы сразу с несколькими дисками. К таким механизмам относятся:

  • Карусель - это объёмный лоток, выдвижного типа предназначенный для установки группы дисков, причём эти диски можно перемещать. После того как диски установлены можно выбрать один из них и он будет перемещён механизмом в оптический привод для воспроизведения.
  • Магазин - это специальная кассета для хранения дисков. Перед воспроизведением аудиофайлов в неё следует установить выбранные диски в последовательном порядке.

Радиотюнер

Радиотюнер - это электронное устройство, предназначенное для приёма сигналов, которые поступают от эфирных радиостанций.

Современные музыкальные центры могут быть оснащены как цифровыми, так и аналоговыми радиотюнерами. Все они выполняют одну и туже задачу - обеспечивают высококачественный приём радиопрограмм в различных диапазонах звуковых частот (FM, AM, MW и LW), однако, тюнеры цифрового типа по сравнению с аналоговыми обладают рядом преимуществ. Среди которых:

  • Осуществление более качественного приёма сигнала.
  • Более точная подстройка частоты, что позволяет легче обнаружить необходимую радиостанцию, используя ручной режим.
  • Фиксация пользовательских настроек.
  • Возможность сохранения настроек для более десятка радиостанций.
  • Воспроизведение стереофонического звука на частотах FM и AM диапазона.
  • Поддержка сервиса, Radio Data System (RDS) предоставляющего слушателям возможность принимать сообщения, которые транслируются большинством FM-станциями (в параллели с основным сигналом).

Эквалайзер:

Эквалайзер (EQ, темброблок) – это устройство, которое используется для специальной обработки звукового сигнала в выбранном диапазоне частот. Является элементов, входящим в состав практически всех современных МЦ, однако, их устройство и характеристики сильно отличаются (в зависимости от выбранной модели).

Встроенный жёсткий диск

Устройство, предназначенное для хранения аудиофайлов, предназначенных для воспроизведения, и их непосредственной записи. Ёмкость жёстких дисков зависит от производителя и обычно составляет от 80 до 250 Гбайт.

Представляют собой устройства, служащие для вывода звуковой информации (воспроизведения музыки). В зависимости от комплектации центра может быть разное количество колонок. По количеству колонок и их конструктивным особенностям музыкальные центры строятся на основе трёх акустических систем:

Микросистема:

Самые простые модели музыкальных центров строятся на основе стереопары (двух колонок, содержащих по одному динамику). В этом случае звуковой сигнал подразделяется на две части, которые передаются по одному из каналов (широкополосному динамику) левому или правому.

Мини и микросистемы:

Применяются в более сложных музыкальных центрах, где в каждой из колонок используется более 2 динамиков. В этом случае спектр звуковых частот подразделяется на несколько узких частотных полос (поддиапазонов). Каждая из этих полос имеет свои особенности и поэтому динамики, входящие в состав колонок, обладает своей индивидуальной конструкцией, которая характерна для той или иной полосы. Различие конструкций обуславливает улучшение воспроизводимого звука.

Достоинство - высокое качество звука и его чистота.

Недостаток - сложность изготовления (из-за того, что необходимо создавать индивидуальную конструкцию каждого динамика).

Отдельным и наиболее интересным видом акустических систем является двухполосная.

Этот вид системы применяется в музыкальных центрах, использующих колонки, которые оснащены двумя динамиками с принципиально разными конструкциями. В этом случае происходит разделение диапазона частот на две широкие полосы. Как правило, в системах такого вида применяются: динамик, комбинированного типа воспроизводящий как низкие, так и средние частоты, и высокочастотный.

Количество частотных полос и каналов можно посмотреть в техническом описании МЦ, выбранной модели.

Электронные компоненты музыкальных центров

Кроме различных видов акустических систем, рассмотренных выше, для формирования звукового сигнала и улучшения его свойств применяются следующие электронные компоненты и модули.

Электронный декодер

Используется для того чтобы преобразовывать информацию, которая записан на цифровые дорожки диска, в сигнал многоканального звука. В том случае, если в музыкальном центре установлены новейшие модели декодеров возможно увеличить формат аудиосистемы и повысить качество её звучания.

Звуковой процессор

Цифровой звуковой процессор (Digital Sound Processor ) осуществляет комплексную обработку звукового сигнала.

С помощью процессора происходит обработка звука, которая основывается на требуемой частоте, количестве полос, а также звуковой атмосфере помещения, использующегося в качестве места установки аудиосистемы.

Ранее звуковой процессор являлся элементом, который монтировался только в дорогостоящие модели музыкальных центров, но сейчас он используется практически в любых центрах.

Регулятор НЧ (низкой частоты) и ВЧ (высокой частоты)

Реализует возможность грубой подстройки звукового сигнала посредством усиления/ослабления, которое осуществляется регулируемым фильтром высоких и низких частот.

В процессе эксплуатации музыкальных центров могут возникнуть различные неисправности, например, из строя могут выйти электронные компоненты и модули или повредиться механические части. Ниже рассмотрим их.

Основные виды неисправностей и варианты ремонта своими руками

Наиболее частыми неисправностями, на которые жалуются пользователи музыкальных центров являются:

«не читает диски»

Не включается

Одной из вероятных причин неисправности может быть повреждение или сгорание предохранителя, расположенного во входной цепи блока питания.

Для проведения диагностики выполним следующие шаги:

  1. Откроем заднюю крышку музыкального центра.
  2. Отсоединим все разъёмы от блока питания.
  3. Открутим все винты, фиксирующие плату, и вынем блок питания.
  4. Проведём визуальный осмотр платы.
  5. Если присутствуют следов гари или неприятного запаха во входной цепи блока питания (в районе предохранителя), то следует его заменить.

Помните, что для замены элемента необходимо подобрать предохранитель такого же номинала (можно посмотреть в схеме прибора или на самом элементе), как и повреждённый! Иначе возможен ряд неприятных моментов, например, может сгореть микросхема правого или левого канала.

Если после замены предохранителя все нормально и с микросхемами ничего не произошло, то на всякий случай проверим их для этого:

  1. Возьмём тестер или мультиметр (закорачиваем оба щупа для проверки работоспособности).
  2. Подключаем плату блока питания к сети (на 3 секунды) и выключаем её.
  3. Переводим измерительный прибор в режим «Измерения напряжения».
  4. По схеме аппарата или описанию микросхемы - TDA -7265 - (можно найти в интернет) изучаем ножки.
  5. Ко входу микросхемы подносим красный щуп («+»), а к выходу чёрный («-») т.е проверяем прохождение напряжения.
  6. Если этот параметр стал ниже минимального, то производим замену микросхемы.

Микросхема TDA -7265 также подлежит обязательной замене, если она сгорела в результате пайки нового предохранителя (см. видеовозможное последствие от монтажа неправильно подобранного предохранителя).

Видео: возможное последствие от монтажа неправильно подобранного предохранителя

А также довольно часто возникают проблемы с усилением и качеством воспроизведения звука. Эти неисправности можно подразделить на следующие:

  • Нет звука во всех режимах работы (тюнер, кассетная дека, CD/MP 3-проигрыватель, внешний сигнал).
  • Хрип, некачественное воспроизведение звука с любого источника.
  • Отсутствует звук в одной из колонок.
  • Время от времени пропадает звук и снова проявляется.

Не читает диски, снижение скорости считывания

Подобные неисправности в большинстве случаев возникают из-за того, что со временем в процессе эксплуатации лазерная головка загрязняется и стареет. Они (загрязнение и старение), в свою очередь, способствуют снижению прозрачности пластмассовой линзы. В совокупности или поодиночке эти явления могут проявлять себя по-разному, например, после установки диска в музыкальный центр проигрыватель начинает сканировать информационные дорожки носителя и пытается считать данные, но некоторое время спустя происходит остановка считывания или же аппарат считал информацию и начал воспроизведение, однако, в процессе возникают шумы, сопровождаемые частыми сбоями во время проигрывания музыки.

В целях диагностики этих неисправностей проверяем работоспособность самого лазера и степень прозрачности линзы для этого:

  1. Снимаем корпус музыкального центра (необходимо для того, чтобы наблюдать за лазерной головкой).
  2. Открываем и через несколько секунд закрываем каретку проигрывателя аппарата.
  3. Дожидаемся того момента пока каретка вернётся в своё первоначальное положение и спровоцирует вращение ротора двигателя оптического привода.
  4. Смотрим чтобы линза двигалась по направлению «сверху вниз» и «снизу вверх» соответственно (за счёт электромагнита) по оси лазерной головки.

Одним из простых способов устранения сбоёв и некорректного воспроизведения компакт-дисков является очистка лазерной головки, которая состоит из двух этапов:

На первом этапе производим очистку линзы. Для этого выполним следующие шаги:

  1. Возьмём мягкую влажную тряпку.
  2. Протираем поверхность линзы (это действие выполняем с максимальной осторожностью).

На втором этапе приступаем к очискте призмы (выполняем, только если очистка линзы не привела к положительному результату). Для этого:

  1. Вынимаем лазерную головку из устрйства.
  2. Снимаем пластмассовый колпачок, закрывающий линзу и электромагнит, которые установлены на металлическую пластину.
  3. Откручиваем все винты, фиксирующие пластину на основании.
  4. Приподнимаем пластину и видим небольшое отверстие.
  5. Берём спичку и обматываем её тонким слоем ваты.
  6. Макаем спичку с ватой в банку со спиртом.
  7. Протираем поверхность призмы.
  8. В обратном порядке собираем головку и устанавливаем её в центр.

Видео: очистка лазерной головки

Не регулируется звук с помощью кнопки, периодически самостоятельно регулирует громкость

Эти неисправности в основном возникают в музыкальных центрах, которые выстроены на системе цифрового управления (микропроцессорного). Все дело в том что вместо обычного переменного резистора, использующегося для регулирования уровня громкости, в этих аппаратах применяется валкодер (энкодер) - специальный датчик.

Вращение валкодера провоцирует замыкание соответствующих контактов. Процессор, в свою очередь, отслеживает направление вращения «регулятора» и на основании полученной информации производит изменение усиления в тракте. Соответственно, если контакты окислились или загрязнились в процессе работы то периодически будут появляться сбои и произойдёт нарушение нормальной регулировки звука.

Эта неисправность не требует сложной диагностики, так как её можно провести визуально поэтому сразу перейдём к устранению неисправности. Для того чтобы очистить контакты валкодера выполним следующие:

Разбираем валкодер:


После этого:

  1. Собираем валкодер.
  2. Припаиваем на плату.
  3. Плату прикручиваем к аппарату.
  4. Соединяем шлейфы и проверяем работу.

Видео: чистка валкодера

Проблемы с воспроизведением и усилением звука (методика диагностики)

Среди специалистов и начинающих радиолюбителей уже давно сложилась определённая методика диагностики музыкальных центров, в которых появляются проблемы с усилением и качеством звука. Она довольно проста поэтому её может применить любой. На её первом этапе нужно проверить работают ли колонки (динамики) и оценить качество звука.

Проверка колонок (динамиков)

Проверка колонок проводится в любом случае (при хриплом звуке, его отсутствии и так далее) так как она поможет сузить круг поиска неисправностей и более-менее точно определить их источник.


После выполнения этих действий, возможно, два варианта:

  • Неисправность исчезла это указывает на то, что повреждены (неисправны) сами колонки и нужно будет проводить ремонт.
  • Неисправность осталась-то следует ремонтировать сам аппарат, а не выносные элементы (колонки).

Проверка целостности соединения выходного разъёма и контактных медных дорожек

На втором этапе диагностики следует проверить целостность соединения выходного разъёма и контактных медных дорожек на плате управления устройства. (только в том случае, если исправны колонки), так как оно тоже оказывает влияние на качество звука и может: вызывать хрип или способствовать внезапному пропаданию/появлению звука.

Для того чтобы произвести оценку качество пайки выполним следующие действия:


Видео: разборка музыкального центра

Хотелось бы отметить, что повреждение контакта или некачественную пайку обычно находят сразу же, так как эти вещи хорошо заметны.

В целях профилактики, а также исключения возможной деградации пайки - небольшие зазоры между контактом разъёма и краями паза платы -, которые образуются в аппарате после длительной эксплуатации в связи с перегревом или высокой механической нагрузкой. Следует осуществить пропайку контактов разъёма.

Проверка выходного тракта усиления

В этом случае проблемы могут быть связаны с некорректной работой двух микросхем: усилителя, предназначенного для усиления мощности звуковой частоты (УЧМЗ), процессора, а также коммутатора сигналов.

Для проведения диагностики и точного определения неисправной микросхемы выполним следующие шаги:

  1. Включаем аппарат.
  2. Выбираем один из режимов работы (тюнер - приёмник -, кассетная дека, CD/MP 3-проигрыватель или внешний источник сигнала, подключённый через вход AUX IN).
  3. Оцениваем качество сигнала и наличие/ отсутствие неисправности (чрезмерных басов, пропадания звука одного из каналов и т. д.).
  4. Проверяем оставшиеся режимы работы.

В том случае, если проявление неисправности проходит при включении каждого из режимов, вероятнее всего, причина проблемы кроится в микросхеме УМЗЧ. Однако, причиной неисправности может быть в неисправности и другого узла аппарата, например, в некорректной работе микросхемы звукового процессора, отвечающей за коммутацию сигналов.

Такая ситуация может привести в заблуждение и послужить тому, что неисправность будем искать не в том узле. Для того чтобы подобного не произошло проведём дополнительную диагностику:

  1. Достаём бытовые наушники (можно и от телефона).
  2. Подсоединяем их к разъёму Phone.
  3. Убавляем громкость центра, если она выставлена на большое значение.
  4. Поочерёдно прослушиваем музыку в каждом режиме работы.
  5. Осуществляем на слух проверку тракта до УМЗЧ.

Выполнив эти простые шаги, возможно, существенно сузить зону поиска неисправности, так как если наушники воспроизводят качественный и «ровный» звук это свидетельствует об исправной работе всех узлов звукового тракта: звукового процессора, коммутатора сигналов, предусилителей. Соответственно неисправность связана возникла в той части электронной схемы, которая обеспечивает усиление мощности сигнала.

В том случае если после осуществления, описанных выше шагов, неисправность осталась то это значить, что неисправна микросхема УМЧЗ или же она некорректно работает (из двух каналов звук воспроизводиться только в одном или звук проходит в обоих канала, но в одном из них с искажениями). Соответственно эта микросхема (может быть разных серий, например, TDA 8588J. 4 или STK 403–070) подлежит замене на новую.

Хриплый и искажённый звук со всех источников сигнала

Осуществляем проверку аппарата по методике, описанной выше, и определяем неисправность. В том случае, если по результатам диагностики окажется некорректно работающая УМЧЗ то её следует выпаять и заменить на новую.

Замена микросхемы УМЧЗ, на примере, STK 403–070

Перед тем как приступить к демонтажу микросхемы сделаем следующие:


После того как выпаяли микросхему делаем следующие:

  1. Очищаем площадку от припоя, оставшегося после выпайки микросхемы, для этого можно воспользоваться медной оплёткой.
  2. Берём новую микросхему.
  3. Вставляем контактами вниз на прежнее место.
  4. Намазываем флюсом, берём припой, переводим паяльную станцию в режим «Паяльник».
  5. Припаиваем микросхему.
  6. Проводим тестирование после ремонта (соединяем все шлейфы и включаем во всех режимах работы).

Из динамика слышны шум и треск или он вовсе не работает

Эти неисправности могут быть вызваны обрывом обмотки катушки или касанием обмотки катушки магнитной системы динамиков. Однако перед тем как разбирать колонки следует проверить работоспособность колонок музыкального центра путём подключения других колонок (как описано в методике и выполнить другие шаги).

Обратите внимание, что этот ремонт является весьма сложным и трудоёмким. Его не следует выполнять без должного опыта и навыков, а также наличия инструментов для работы!

Если во время проверки тракта дефектов (проблем с микросхемами) выявлено не было, а неисправности исчезли то необходимо производить ремонт колонок. Для этого:


Перед тем как приступить к перемотке катушки необходимо разобрать динамик. Для этого:


Процесс разборки динамика окончен и теперь можно приступать к перемотке катушки.

  1. Проводим осмотр катушки (может быть окрашена чёрной краской).
  2. Для удобства перемотки в катушку вставляем в неё большой конденсатор желательно по диаметру гильзы (если ёмкость меньше то обматываем её молярным скотчем пока диаметры не совпадут).
  3. Берём небольшие настольные тиски и закрепляем диффузор за конденсатор.
  4. Ищем конец провода обмотки и перекусываем его.
  5. Слегка откручиваем и делаем помечаем сторону в которую идёт провод от вывода.
  6. Разматываем катушку. При этом можно не считать количество витков.
  7. Для второго провода делаем также пометку направления намотки (от вывода).
  8. Берём катушки с медным проводом (диаметр сечения может быть 0,2– 0,4 мм).
  9. Подбираем провод (визуально сравниваем диаметры провода снятого с катушки и выбранного).
  10. Если, сечение выбранного провода больше то соответственно больше провода наматываем.
  11. Берём щётку и слегка очищаем поверхность гильзы (основа катушки) от краски.
  12. Зачищаем выводы и залуживаем их.
  13. Зачищаем, залуживаем и припаиваем провод к выводу нижней катушки.
  14. Берём клей и немного смазываем поверхность гильзы.
  15. Потихоньку и с небольшой натяжкой наматываем его на катушку. Смотрим, чтобы намотка была аккуратной и ровной.
  16. Наносим дополнительный слой клея и даём ему подсохнуть (во избежание провала витков).
  17. Аналогичные действия производим со вторым проводом.
  18. Снова наносим клей на катушку и равномерно размазываем.
  19. Снова зачищаем провод и припаиваем к выводу.

Видео: перемотка звуковой катушки динамика

Перед сборкой динамика проверим не задевает ли катушка магнитную систему. Для этого:

  1. Вставляем диффузор с перемотанной катушкой в корпус.
  2. Проводим тест на «шуршание».
  3. Если шуршания нет то смазываем выводы катушки клеем и подсушиваем.
  4. Затем измеряем сопротивление перемотанной катушки с помощью тестера (мультиметра).

Осуществляем сборку динамиков:

  1. Продуваем пыль с корпуса динамика.
  2. Наносим клей для центрирующей шайбы и подвеса диффузора.
  3. Устанавливаем диффузор по метке.
  4. Впаиваем проводящие провода и тестируем динамик.
  5. Аккуратно берёмся за центрирующую шайбу и плавно передвигаем её вместе с диффузором, добиваясь тем самым чистоты звука (в идеале без незначительных искажений, которые могут присутствовать).
  6. После нахождения нужного положения диффузора наносим дополнительный тонкий слой клея под центрирующую шайбу.
  7. Оставляем на день сохнуть.
  8. Вторично проверяем работу.
  9. Наносим клей на поверхность колонки и приклеиваем динамик.

Помните, что работу на всех этапах устранения этих двух неисправностей необходимо производить очень аккуратно. Особенно сборку динамика с перемотанной катушкой иначе при неаккуратной сборке шум может остаться, но качество звука тем не менее станет выше.

В условиях современного рынка аудиотехники продаются всевозможные музыкальные центры. Каждый из них обладает собственными характеристиками, которые обуславливаются применяемыми компонентами и модулями, использовавшимися при разработке и создании устройства. В некоторых современных центрах есть встроенный Wi-Fi модуль, что позволяет выходить в сеть и скачивать музыку. Кроме того, большинство МЦ могут переукомплектовываться и дополняться колонками, внешними акустическими системами, усилителями, настольными эквалайзерами и прочими устройствами тем или иным образом связанными со звуком.

Устранение неисправностей в музыкальных центрах

В статье описаны способы устранения наиболее вероятных неисправностей, возникающих в музыкальных центрах и иной аналогичной бытовой аудиоаппаратуры: отказы или сбои в чтении компактдисков проигрывателя, нарушения в работе регулятора громкости или ЛПМ магнитофонов с реверсом, неисправности усилителей мощности и сетевого блока питания.

Занимаясь ремонтом музыкальных центров различных фирм (AIWA, JVC, LG и др.), приходится сталкиваться с рядом наиболее частых неисправностей, причем независимо от фирмы-производигеля. Хотя по опыту можно сказать, что аппараты более серьезных фирм, таких как MATSUSHITA, SONY и т. п., весьма надежны и выходят из строя значительно реже. Разумеется, многие неисправности возникают по вине пользователя, из-за небрежного обращения с аппаратом, однако есть ряд таких, причины которых связаны со старением деталей и узлов самого устройства, изнашиваемостью резины, окислением контактов, наличием слоя пыли и др.

Самая распространенная неисправность большинства музыкальных центров — ухудшение считывания данных или полный отказ чтения в проигрывателе звуковых компакт-дисков (CD-DA). В основном это происходит из-за загрязнения лазерной головки, старения и соответственно ухудшения прозрачности пластмассовой линзы. Нарушения работоспособности выражаются в том, что проигрыватель долго пытается прочесть начальные дорожки компакт-диска и, в конце концов, останавливается. Иногда ему удается идентифицировать диск и начать воспроизведение, однако возможны частые сбои во время звучания музыки.

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис. 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4. Для этого достаточно, не вставляя компакт-диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка. Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх—вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета. Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компакт-дисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните. Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис. 1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5. Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6. После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компакт-диска. Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из-за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо четырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота. Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из-за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком-либо положении и ЛПМ перестает работать. Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует. Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов — регуляторов громкости установлены специальные датчики — валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте. При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука.

Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер — регулятор громкости. После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас-крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорожки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки. Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением — замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную. Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности. Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA1557 или TDA1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы. Выходная мощность этих микросхем — 2x22 Вт — соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

До установки микросхемы TDA1557 или TDA1552 вместо неисправной в первую очередь проверяют соответствие напряжения питания в музыкальном центре напряжению питания самой микросхемы. Как правило, оно не превышает 15... 17 В, что вполне подходит. При отсутствии схемы музыкального центра с помощью осциллографа находят, на какие выводы микросхемы поступает входной сигнал. Включив воспроизведение с компакт-диска или кассеты и выставив регулятор громкости на максимум, дотрагиваются щупом осциллографа поочередно до контактных площадок в месте расположения старой микросхемы. Найдя сигнальные цепи, следует оценить амплитуду сигнала и в зависимости от этого использовать микросхему TDA1557 (чувствительность ее усилителей высока — 50... 100 мВ) или TDA1552 (при амплитуде сигналов до 250...500 мВ). Следует обратить внимание, что входные сигналы на микросхему должны поступать через разделительные конденсаторы, расположенные на плате. Схема включения микросхем представлена на рис. 2. Как видно из схемы, на TDA1557 (TDA1552) подаются только питание и входной сигнал обоих каналов, а нагрузка подключается непосредственно к выходным выводам. Микросхему закрепляют на установленном на плате теплоотводе, к ее выводам припаивают провода, которыми и соединяют их с платой. Различные навесные элементы, использовавшиеся со старой микросхемой, можно не удалять.

На вход 11 микросхемы (см. рис. 2) нужно подать сигнал Stand-By, который управлял работой старой микросхемы. Его можно найти следующим образом. Подсоединяя по очереди к контактным площадкам в месте расположения старой микросхемы вольтметр или осциллограф, включают и выключают музыкальный центр кнопкой на передней панели и находят место, в котором при выключенном центре напряжение близко к нулю, а при включенном — к напряжению питания. Если этот сигнал найти не удается, то в крайнем случае вывод 11 (рис. 2) можно просто подключить к плюсовой шине питания микросхемы.

Мне доводилось менять выходные усилители в музыкальных центрах JVC и Panasonic (одна из торговых марок MATSUSHITA). Результаты подобной замены выходной микросхемы оказались хорошими. Если выходная мощность оказывается немного завышенной, то ее можно уменьшить до необходимого уровня, разрезав на плате музыкального центра дорожки в цепи входного сигнала перед разделительными конденсаторами и впаяв резистивные делители, показанные на рис. 3. Подбирая резисторы R1 и R3, добиваются получения выходной мощности, воспроизводимой громкоговорителями музыкального центра без искажений. Превышать выходную мощность больше прежней недопустимо, так как это может привести к выходу из строя динамических головок или блока питания музыкального центра. Если использовать в качестве R1—R4 резисторы для поверхностного монтажа, эту доработку можно сделать очень аккуратно, не испортив внешний вид платы.

Описанная замена усилителя мощности пригодна также и для ремонта УМЗЧ автомобильных магнитол; она позволяет существенно повысить качественные показатели и выходную мощность автомагнитолы среднего качества.

И наконец, еще одна неисправность, которая тоже встречается нередко, — это дефект сетевого трансформатора. При наличии схемы и известных значениях напряжения на вторичных обмотках трансформатора этот ремонт не представляет особой сложности, но если этой информации нет, могут возникнуть проблемы с заменой трансформатора или его перемоткой, особенно, если вторичных обмоток несколько.

Устранять эту неисправность нужно, начиная с проверки исправности сетевого шнура и предохранителей. Если предохранители включены во вторичных цепях и сетевое напряжение приходит непосредственно на первичную обмотку трансформатора, а на выходе его никаких напряжений нет, скорее всего, предохранитель встроен в трансформатор. Этот предохранитель присутствует в большинстве трансформаторов и закреплен поверх первичной обмотки, но возможны и другие варианты его расположения. Если этого предохранителя нет или он оказывается цел, а обрыв в первичной обмотке, то трансформатор придется соответственно менять или перематывать. Перемотать первичную обмотку в трансформаторе из музыкального центра порой оказывается непросто. Во-первых, обмотка залита лаком, а провод тонкий и посчитать витки, постепенно сматывая ее, оказывается невозможным (провод часто рвется). Во-вторых, даже зная число витков, уложить их так плотно при намотке, как это было сделано на заводе, часто не удается, и в результате намотанная обмотка не умещается в каркасе трансформатора или в окне магнитопровода. Поэтому проще выяснить, какими должны быть вторичные напряжения, и намотать другой трансформатор или подобрать уже готовый — благо места внутри музыкального центра обычно достаточно.

Уточнение значений напряжения в цепях вторичной обмотки лучше всего начать с поиска схемы или каких-либо надписей о напряжениях на печатной плате. Если этого нет, то можно попробовать определить напряжение по одной из микросхем. Лучше всего — по микросхеме усилителя мощности (выяснив по справочнику номинальное напряжение ее питания). Как отмечалось выше, в большинстве случаев это напряжение оказывается в пределах 14... 17 В. Зная его, можно соответственно предположить, какое должно быть напряжение на обмотке трансформатора. Если, к примеру, номинальное напряжение питания микросхемы 15 В, то в связи с тем, что после диодного моста и конденсаторов фильтра напряжение увеличивается примерно в 1,4 раза (при малой нагрузке), на обмотке трансформатора должно быть соответственно 12—13 В. Затем уже можно смотать все вторичные обмотки трансформатора и посчитать их витки. Так как провод вторичных обмоток достаточно толстый, то даже при залитых лаком обмотках это нетрудно сделать. Зная число витков обмоток и напряжение на одной из них, уже не сложно вычислить остальные напряжения, воспользовавшись известной формулой

U Н = w Н. U 2 /w 2

где U Н и U 2 — напряжение соответственно неизвестной и известной обмоток; w Н и w 2 — число витков соответствующих обмоток.

При намотке обмоток нового трансформатора диаметр проводов следует выбирать не менее того, которым были намотаны обмотки старого трансформатора. Даже если напряжение обмоток нового трансформатора будет отличаться от требуемого на 1—2 В, это не окажет существенного воздействия на работу музыкального центра.

Каждая из рассмотренных в статье неисправностей может потребовать индивидуального подхода, и способы их устранения могут отличаться от описанных автором, однако хочется надеяться, что изложенные здесь рекомендации помогут мастерам, особенно начинающим, при ремонте музыкальных центров и другой бытовой аудиоаппаратуры.

И. КОРОТКОВ, п. Буча Киевской обл., Украина

Недавно мне на ремонт принесли музыкальный центр Pioneer, модель X-HM20. Данная неисправность будет распространённым явлением для этого «агрегата» и устраняется довольно просто. Сделал фото отчёт с пояснениями, так что если паяльник и отвёртку в руках держать умеете, то вполне справитесь.

Характеристики этого аппарата можно узнать на сайте https://market.yandex.ru/product/7766678

Владелец жаловался на то, что аппарат некоторое время вёл себя странно, включался, но как то не уверенно, для включения нужно было его, потыкать (в том смысле что, кнопку включения нажимать несколько раз подряд) постучать, и через некоторое время он включался. А затем перестал включаться вообще.

Ну что же, как говаривали бывалые мастера «Вскрытие покажет» И оно показало: показало то, что вероятно это будет типовая неисправность для данной модели, проявляться в большинстве случаев будет именно так:

  1. Сперва будет включатся лишь через некоторое время, с задержкой, решающее значение имеет слово время, а не потыкать- как сказал владелец.
  2. Постепенно это время ожидания до включения может увеличиваться, и… в конце концов, включение пропадёт совсем.

Есть два выхода А) Обратится к специалисту по ремонту радиотехники. Б) Ремонтировать самому. Да, Да. именно самому. Это совсем не сложно для данной неисправности. Единственное условие, вы всё таки должны уметь паять и иметь чем паять т.е. паяльник, канифоль, припой (олово) совсем немного. И в ближайшем магазине радиодеталей необходимо приобрести две, совсем не дорогие детали. О них расскажу и покажу позже.

Начинаем ремонт

Следуйте описанию и фото.
И так. Вскрываем корпус, откручиваем четыре винта по бокам и четыре cзади, думаю это не доставит трудностей.

Далее не спешим , потихоньку и не намного приподнимаем крышку. Изощряемся, просовываем руку под приподнятую крышку и отсоединяем шлейф который идёт от Док — станции для iPod/iPhone на основную плату. Для этого взяв шлейф пальцами осторожно тянем его в верх, вытаскивая из разьёма. Также вы увидите там ещё один проводок, который также нужно отсоединить от разъёма слегка потянув его. Смотрим фото.


Всё, теперь когда мы освободили крышку от всех соединений, можем убрать её в сторонку.
Обратите внимание на следующее фото.

Здесь отмечены две радиодетали, электролитические конденсаторы номиналом 16v-1000 Мк (Микрофарад). Их и нужно заменить. Если вы пощупаете их поверхность, то они могут оказаться даже слегка вздутыми, это бывает часто, но не всегда.

У меня в запасе нашлись конденсаторы на несколько большее напряжение, но они соответственно и большего размера, а поскольку место позволяет, то я их и запаял. Вот что получилось.

Важно : Эти радиодетали имеют полярность, плюс и минус, и запаять их надо учитывая эту самую полярность. На корпусе конденсатора отмечен минусовой вывод, а на плате, в месте куда их нужно запаять, большой жирной точкой обозначена сторона куда нужно обратить минус конденсатора, (на фото выше видно что минус обращен вниз) Запаяли? Всё, пробуем включать! Если всё ОК, то собираем не забыв подсоединить обратно шлейф и провод с разъёмом.

Немного о схемотехнике. В этой модели реализована схема с использованием двух трансформаторов питания, их тоже видно на фото выше. Маленький используется для обеспечения питания процессора управления в дежурном режиме и питания реле управления. Большой трансформатор, тот над которым находятся конденсаторы, основной, он питает уже всю схему.

Происходит примерно следующее: Процессор управления запитанный напряжением от дополнительного, малого трансформатора (именно это напряжение и фильтруют те конденсаторы которые пришлось заменять) находится в режиме ожидания «Дремлющий» но не спящий полностью, он периодически «опрашивает» кнопки управления и проверяет не поступил ли сигнал с пульта? Не пора ли просыпаться?

Как только вы подаёте команду на включение, процессор это обнаруживает и «сообщает всем элементам что пора просыпаться» он делает это тем, что подаёт питание на реле управления основным трансформатором, иными словами подключает трансформатор к сети напряжения.

В результате все необходимые цепи получают напряжение и включаются в работу. Так должно быть при нормальных условиях.

Но постепенно, конденсаторы переставали справляться со своей работой, качество выпрямленного напряжения падало, и по этой же причине уровень напряжения питающего процессор и реле тоже снижался. Этим объясняется постепенно возрастающее нежелание муз.центра включаться с первого раза до его полного паралича.

Сейчас мультиметр показывает то, что осталось от ёмкости конденсатора — 11,6 микрофарад вместо нужных 1000.
Простая замена севших емкостей приведёт аппарат в норму.
Успехов в ремонте!

Основные комплектующие музыкального центра. Причины неисправностей компонентов музыкального центра. Алгоритм поиска неисправностей. Советы по эксплуатациимузыкальных центров.

Большинство людей, которые являются только начинающими меломанами, не рискуют лишний раз лезть в электронные устройства, такие, как музыкальные центры, например, или СD/МРЗ-проигрыватели, компьютеры, ноутбуки и т.д. В принципе, они все правильно делают, ведь если не знаешь, как устроен прибор, то можно не только его починить, но и доломать.

На самом же деле, большинство поломок можно устранить собственноручно. Для этого не нужно наличие каких-то там специальных знаний. Большая часть поломок возникают настолько часто, что необходимо всего-навсего несколько минут, чтобы выявить эту поломку.

По той причине, что характер поломок бывает абсолютно разный, рассмотреть все в одной публикации невозможно. Мы с Вами рассмотрим самые часто встречаемые неисправности музыкальных центров, связанные с качественным воспроизведением звука.

Итак, примеры поломок:

  1. Отсутствие звука в любом режиме работы.
  2. Помехи, басы, неприятные звуки в любом режиме работы.
  3. Отсутствие звука в одной из колонок.
  4. Периодическое исчезновение звука.

Для того, чтобы исправить одну из поломок, сначала нужно проверить работу колонок (динамиков). Подключите любую другую колонку (от старой системы), которая имеет сопротивление размером 4-8 Ом. Все усилители музыкальных систем рассчитаны на это сопротивление. Чтобы не ошибиться, проверьте значение сопротивления на задней стенке корпуса, там, где находятся разъемы подключения.

Не стоит пропускать проверку, если Вы не нашли колонку необходимого сопротивления. Пусть на корпусе музыкальной системы обозначена нагрузка сопротивления в 6 Ом, а Вы нашли старую колонку на 4 или 8 Ом. Не отчаивайтесь, такая колонка вполне пригодна для проверки. Главное, помнить, что нельзя подключать колонки с очень низким сопротивлением (меньше 2 Ом).

Значит так, сначала подключаем исправную колонку или динамик к музыкальному центру и слушаем, как он работает с ним. Если вследствие этой проверки все поломки исчезли, то это значит, что колонки неисправны, и их нужно отдать в ремонт. В случае, если неисправность не пропала, то это значит, что нужно чинить сам музыкальный центр. Колонки не причем.

Хрип, шум, помехи, полное отсутствие звука, периодическое отсутствие звука могут появляться из-за нарушения соединения контактного разъема и контактных медных дорожек, которые находятся на главной плате системы. Данная поломка связана с интенсивной работой устройства или деградацией пайки.

Сначала нужно разобрать музыкальный центр и скрупулезно рассмотреть все соединения контактов и пайку выходного разъема, именно к которому присоединяются колонки. К счастью, поломанные контакты и пайка сразу же заметны. Чтобы предотвратить возможные в будущем неисправности, пропаяйте контакты разъема. Это предотвратит деградацию пайки.

Если произошла деградация пайки вокруг контакта, который запаян в плату, то сразу образуется более-менее видимый зазор. Именно он и мешает контакту печатной дорожки и медного контакта. Образование деградации пайки связано с механическими нагрузками. Возникает перегрев в месте расположения пайки. Это явления происходит очень часто именно в старых системах, которые эксплуатировались на протяжении не одного года. Необходимо убедится, что поломка связана именно с оконечным звуковым трактом.

Сначала нужно проверить работу устройства во всех возможных режимах, которые предусмотрены в приобретенном Вами музыкальном центре. Если поломки проявляются во всех режимах работы, то неисправность находится именно в выходном тракте усиления. Значит, неисправна микросхема усилителя мощности звуковой частоты (УМЗЧ). Также может быть поломан другой узел системы - микросхема звукового процессора или коммутации сигналов.

Есть вероятность запутаться и искать поломки не в том месте. В этом случае необходимо взять самые обыкновенные наушники и подключить их к разъему Phone. Этот разъем есть в наличии у всех музыкальных систем. Только не забудьте скрутить громкость перед этим.

Дальше, по очереди нужно испробовать все режимы работы центра. Проверяется исправность звукового тракта до УМЗЧ на слух. Выполнение этого действия сразу же сужает область поиска поломки. Ведь если Вы слышите в наушниках чистый звук, то это значит, что все узлы звукового тракта работают правильно (включая процессор, коммутатор, усилители). Неисправность, скорее всего, связана с отвечающей за усиление и мощность сигнала частью электронной схемы.

Если после всех этих операций неисправность все-таки осталась, то поломана микросхема УМЗЧ. Бывают случаи, что микросхема работает только наполовину. Это значит, что из двух выходных каналов работает только один. Один из этих каналов может работать с шумами и помехами. В этом случае микросхема может проработать еще очень долго.

Главное, помнить, что при поиске поломок самое важное - сузить область поиска. Не стоит спешить с выводами. В принципе, алгоритм действий при ремонте электронных систем следующий:

  • первичный осмотр аппарата;
  • проверка функциональности;
  • тестирование работы устройства во всех режимах.

Необходимо оценить неисправность конкретного отдельного узла системы. Сюда входят: блок тюнера, панель управления, СD/МРЗ, усилители, блок питания.

Музыкальные центры давно и крепко влились в нашу жизнь. Многие люди настолько привыкли к музыке на своих торжествах, что не представляют праздник без любимой музыки. А некоторые люди еще и привязались к своим музыкальным центрам, которые служили им верой и правдой в течении многих лет.

Из-за достаточно простого устройства данная техника может работать годами не ломаясь. Но вечно ничто не сможет работать. Лично мое мнение, если техника отработала 3-4 года без поломок, это значит, нет смысла ее выбрасывать и бежать покупать новую. Можно попробовать отремонтировать любимый аппарат, и он вам может прослужить еще столько же.

Конечно, с механической частью устройства могут возникнуть проблемы. Со временем пластик, из которого сделаны шестеренки “усыхает”. А так как производство нашего аппарата закончилось много лет назад, то и шестеренки вряд ли удастся найти в продаже. Но можно попробовать найти людей, которые занимаются изготовлением изделий из пластика, либо металла. С пасеками ситуация попроще. Они до сих пор используются во многих аппаратах. Поэтому приобрести их не так сложно, как шестеренки.

Также бывают проблемы с “не пропаянными” ножками элементов. Так как олово тоже подвержено времени. Случается такое зачастую от вибрации, но бывают разные причины данного дефекта. В данной статье об одном из таких дефектов музыкальных центров, и как его отремонтировать своими руками в домашних условиях, мы вам и расскажем. Для ремонта музыкального центра нам понадобятся крестовая отвертка и паяльник.

Ремонт будем проводить на примере музыкального центра LG FFH-DV55AX. Итак, при шевелении AUX проводов звук пропадает. Для начала проверяем провод, позваниваем или подключаем заведомо рабочий. После подключения другого провода проблема осталась. Далее следует проверить разъём. Для этого нужно разобрать музыкальный центр. На фотографиях ниже показаны шурупы, которые нужно выкрутить, чтобы разобрать корпус музыкального центра LG и починить его своими руками.



На следующей фотографии показано, что в месте пайки AUX разъема обнаружены трещины. Это и является причиной, почему на музыкальном центре LG пропал звук. Пропаиваем разъём, подаем сигнал и проверяем. Звук появился. Проблема музыкального центра LG устранена. Собираем аппарат.

Как видите, данный ремонт можно выполнить своими руками и без всяких трудностей.

Спасибо за внимание и удачи в ремонте!